Безмасляные центробежные компрессоры для чиллеров

В последнее время находят широкое применение безмасляные центробежные компрессоры, в которых используются следующие технологии: магнитная подвеска, керамические подшипники смазываемые хладагентом, газовая смазка подшипников.

Магнитная подвеска

Магнитная подвеска представляет собой систему управления, которая удерживает вал точно по центру, не позволяя отклоняться валу от определенного положения, таким образом, вращающийся вал «парит» в магнитном поле. Технология безмасляной магнитной подвески была разработана в 1970-х годах, но в связи с высокой стоимостью, техническими трудностями она нашла широкое применение в холодильных системах лишь в конце 1990-х годов. Первой разработкой стал безмасляный центробежный компрессор для чиллеров производительностью 246 кВт. С 2000 года многими производителями были выпущены аналогичные компрессоры, мощностью 1758- 3517 кВт.

Центробежные компрессоры характеризуются тем, что с ростом перепада давлений происходит рост энергопотребления, вследствие чего они не так часто используются в чиллерах с воздушным охлаждением и тепловых насосах. Тем не менее, в 2017 году Danfoss Turbocor выпустила центробежный компрессор для систем с высоким перепадом давлений хладагента, с коэффициентом сжатия 6,2.

Безмасляные центробежные компрессоры с магнитной подвеской и соответствующие чиллеры

Технология Производитель Холодопроизводительность, кВт Хладагенты
Магнитная подвеска Danfoss-Turbocor 211-1407 R134A, R1234ze(E), R513A
Daikin Applied 1407-2462 (5275*) R134a
MHI 1407-1758 R134a
YORK 580-3517 R134a, R1233zd(E)
Trane 615-1495 R134a, R513A
LG 914-3869 (7738*) R134a

Примечание: * — Сдвоенный компрессор

В технологии смазки подшипников хладагентом применяются подшипники в виде замкнутых в стальное кольцо роликов из керамики, характеризующиеся низким коэффициентом трения. Для смазки подшипников применяется жидкий хладагент, имеющий более низкую вязкость, чем вязкость масла, вследствие чего существенно снижаются потери на преодоление силы трения, при этом нет необходимости в использовании сложных систем, требующихся для управления магнитной подвеской. Данная технология была применена в 2013 году компанией Trane, которая выпустила чиллер с двухступенчатым безмасляным центробежным компрессором мощностью 633-1371,5 кВт. А в 2016 году технологию смазки подшипников хладагентом применила компания Carrier, разработав чиллер с двухступенчатым безмасляным центробежным компрессором мощностью 1758-2813 кВт.

Безмасляные центробежные компрессоры с технологией смазки подшипников хладагентом и соответствующие чиллеры

Технология Производитель Холодопроизводительность, кВт Хладагенты
Смазка керамических подшипников хладагентом Trane 633-1371,5 R123
Carrier 1758-2813 R1233zd(E)

Технология газовой смазки подшипников заключается в том, что удержание вала производится потоком газообразного хладагента, который поступает под давлением, или газа, который нагнетается за счет взаимодействия вала с поверхностью скольжения. Технология газовой смазки подшипников была применена в инверторном чиллере от компании LG мощностью 1055 кВт, состоящем из трех двухступенчатых безмасляных центробежных компрессоров с газовой смазкой, в которых в качестве хладагента используется R134A.

Компания «Тренд Инжиниринг» выполняет работы по поставке, монтажу, пуско-наладке, техническому обслуживанию чиллеров. Примеры работ можно найти в разделе Референс: https://trenden.ru/reference/